Федор Шаляпин
Родился: 13 февраля 1873 г., Казань, Российская империя
Умер: 12 апреля 1938 г., Париж, Франция.
Русский оперный и камерный певец, в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики, в 1918-1921 годах - художественный руководитель Мариинского театра.
Артист, который соединил в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство». Занимался в разное время живописью, графикой, скульптурой и снимался в кино. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство.
Его славу можно сравнить разве что со славой Энрико Карузо и Марии Каллас.
Начинал мальчик Шаляпин свою карьеру в церковном хоре под руководством регента Щербинина. На всем протяжении своего творческого пути, Шаляпин оставался верен и духовной вокальной музыке.
Отец Борис, священник, знавший Шаляпина в Париже, так писал о нем в 1995 году: «Он был человеком верующим, посещал храм по праздникам, очень любил и хорошо знал церковную музыку и, бывало, подходил к клиросу и подпевал Архиерейскому хору под управлением Н. Н. Афонского, большого знатока и мастера. Каждый год давал в одной из парижских залов концерт с Архиерейским хором: первую часть составляли вещи, которые он пел с хором... Отношения с духовником, человеком очень опытным и значительным, у него были теплыми и постоянными».
Много написано восторженных воспоминаний об этом великом артисте, приводящий в восторг публику в течении почти 36 лет своей мировой карьеры. начиная с памятного выступления в театре Ла Скала в 1901 году.
До сих пор созданные им образы в операх Мусоргского, Бойто, Россини, Римского-Корсакова, Глинки считаются непревзойденными.
Феномен Шаляпина
Странные превращения происходят на моих глазах... Из-за добродушно и мягко очерченной физиономии вятского мужика на меня глядит сам Мефистофель со всей колючестью его черт и сатанинского ума, со всей дьявольской злобой и таинственной недосказанностью… Одну секунду перед моими глазами то же мягко очерченное, смышленое мужицкое лицо - и медленно выступает величаво-скорбный образ царя Бориса, величественная, плавная поступь, которую нельзя подделать… А за Борисом - злобно шипящий царь Иван, такой умный, такой злой и несчастный... Просто не верится. Какой силой художественного проникновения и творчества должен быть одарен человек, чтобы осилить и пространство, и время, и среду, проникнуть в самые сокровенные глубины души".
Из воспоминаний Леонида Андреева.
В чем действительно феномен Шаляпина? Его славу можно сравнить разве что со славой Энрико Карузо и Марии Каллас. Много написано восторженных воспоминаний об этом великом артисте, приводящий в восторг публику в течении почти 36 лет своей мировой карьеры, начиная с памятного выступления в театре Ла Скала в 1901 году. До сих пор созданные им образы в операх Мусоргского, Бойто, Россини, Римского-Корсакова, Глинки считаются непревзойденными. У нас есть несколько предположений.
• Шаляпин – самородок, но не вундеркинд
Хотя в свои 26 лет Шаляпин стал уже всероссийской знаменитостью, путь его был долог и тернист. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что Шаляпин – не Моцарт в становлении своего таланта, а именно Сальери, роль которого в опере Римского-Корсакова впоследствии успешно исполнял. И начинал мальчик Шаляпин свою карьеру в церковном хоре (как и Сальери) под руководством регента Щербинина. Ради театра старший сын Федор Шаляпин ушел из дома, несмотря на нелегкое материальное положение, «отверг праздные забавы» и «предался одной музыке» и театру. Показательны два случая из его биографии – это партия Сусанина, которую молодой солист императорского театра вызвался выучить за две недели, что в итоге привело к «неудаче» и отрицательным рецензиям в самом начале карьеры. По словам самого Шаляпина, этот случай навсегда выбил из молодого человека «самоуверенность» (кстати, больше к этой партии он за свою карьеру не притрагивался). Другая подробность вырастает из воспоминаний Эдварда Фацера (финского «Рубинштейна и Дягилева» в одном лице), уговаривающего выступить Шаляпина в Хельсинки. Мы видим сомневающегося в своем успехе мировую звезду, который сказал: «Не осмеливаюсь приехать в Хельсинки. Боюсь выступать перед новой публикой. Вдруг меня постигнет неудача». Позже выступления Шаляпина в Хельсинки в 1935 году прошли с оглушительным успехом.
• Шаляпин – губка времени
Когда читаешь биографию Шаляпина, то список личностей, помогавших и направляющих талант певца поистине колоссален. Проучившись у Усатова в Тифлисе, который его многому научил, Шаляпин занимался с лучшими актерами Петербурга 1890-х годов – Дальским и Юрьевым. Впоследствии, дарование певца раскрыл Мамонтов («русский Медичи») и его кружок выдающихся художников – Серов, Коровин, Васнецов, Левитан, Врубель. Сергей Рахманинов, будучи его ровесником и впоследствии близким другом, давал ему уроки теории музыки и гармонии и разучивал с ним над партиями Бориса, Ивана Грозного, Сальери. У Василия Ключевского, в частности, почерпнул многое для ролей Бориса и Ивана Грозного. У Серова, Коровина и обоих братьев Васнецовых брал многое для воплощения своих образов на сцене. Его наставником и друзьями становятся Стасов, Римский-Корсаков, Глазунов, Зилотти, Горький, Станиславский, Чехов, Мейерхольд, Куприн, Бунин, Андреев. Обладая феноменальной памятью, Шаляпин впитывал все, со слов современников, как «губка».
• Шаляпин – синтез искусств
Многие деятели искусства мечтали возродить в высоком смысле слова настоящую греческую драму, где соединялись когда-то в одно целое все виды искусства. Изначально, во Флоренции Монтеверди и его единомышленники так и придумали оперу. Пластика, слово, музыка, грим, сценическое действие в образах, созданных Шаляпиным, было единым неразрывным целым. Сам Шаляпин впоследствии стал и скульптором, актером, художником, режиссером, художественным руководителем. Это говорит о его целостном видении оперного театра. Отсюда следует вывод.
• Шаляпин в поисках правды
Когда художник проникает вглубь человеческого внутреннего мира, выворачивая наизнанку для нас то, что скрыто в глубине, пытаясь отыскать правду и истину, то это неизбежно ведет к синтезу искусств. Возможно, в этом и кроется феномен Шаляпина, непревзойденного художника целостных образов, которые считаются эталоном по сей день.
Шаляпин и его время
Современники увидели в нем портрет времени, обобщенный символ эпохи, воплощение творческих и мировоззренческих исканий целых поколений.
Дмитриевский «Шаляпин. Жизнь замечательных людей»
Время в России, в котором жил и творил Шаляпин, было насыщено событиями мирового масштаба, вместившего в себя «начала и концы» столетия, у котором была предрешена, обдумана и предчувствована судьба 20-го века. Мы недавно отметили столетие не только обеих революций – февральской и октябрьской, но сто лет с последнего явления в Фатиме, в котором предрекалась трагическая судьба России.
«В тот период русской истории столкнулись и перемешались два встречных потока жизни – Девятнадцатый век и Двадцатый. Один не успевал завершиться, тогда как другой слишком спешил развернуться. Это смешение и породило культурный катаклизм невиданной дотоле силы: взрыв пророчеств, откровений, манифестов, вопросов. Все виды творчества: и литература, и театр, и музыка, и балет, и изобразительное искусство – посвятили себя столкновению уходящего и грядущего столетий, пытались одновременно говорить на обоих языках… Серебряный век – это напряженная умственная жизнь, нравственная напряженность жизни русской интеллигенции, захватившая тогда всех». Д. С. Лихачев
По мнению историков, то это время, если брать культуру и искусство в целом, - вершина развития русской культуры, и последующие десятилетия, вплоть до нашего времени, можно рассматривать как инерция после предреволюционного подъема.
Действительно, когда имя Шаляпина блистало на афишах оперных театров мира, писал еще музыку Римский-Корсаков. Появилась плеяда таких композиторов, как Глазунов, Рахманинов, Скрябин, молодой Прокофьев, Стравинский, делал свои первый шаги Шостакович. В области музыкального исполнительства блистали Шаляпин, Собинов, Рахманинов, молодой Горовиц и Артур Рубинштейн, первые выступления Ойстраха, а русский балет благодаря «Русским сезонам» стал законодателем мод в этом жанре и вписал в историю такие имена, как Фокин, Нижинский, Баланчин.
«Искусство во все века имеет неотразимое влияние на человека, а в наше время, как я думаю, в силу шаткости других областей человеческого духа, оно заблестит еще ярче. Кто знает, может быть, театру суждено заменить проповедь?» Из письма Мамонтова Станиславскому.
Вперед к Шаляпину
Шаляпин является для многих певцов нашей страны и всего мира признанным эталоном вокально-театрального исполнительства. Всю жизнь, начиная в детстве с певчего, Федор Шаляпин пел в церковном хоре, когда он находил свободное время от многочисленных концертов и гастролей. Центральное место в его творчестве, наряду с оперным творчеством, занимало исполнение русских народных песен, где такие песни, как «Дубинушка», «Вдоль по Питерской», «Эй ухнем» вошли с тех пор в историю. И, кончено же, оперные партии, в которые вкладывал все свои нравственные, умственные и физические силы Федор Иванович Шаляпин. До нас дошли фотографии, картины и небольшое количество аудиозаписей непревзойденных образов Бориса Годунова, Ивана Грозного, Дона Базилио, Дон Кихота, Досифея и др.
Имя Шаляпина дает нам принципы и эстетический эталон, на который мы ориентируемся и к которому стремимся в исполнении духовной музыки, народных песен и оперной музыки.
Можно ли достичь вершины, которую когда-то взял для нас Шаляпин. Мы считаем, что это возможно, если каждый из нас будет предан художественной правде, музыке и искусству с таким же огненным рвением в течении своей жизни, как Федор Иванович Шаляпин.